Впервые имя «Взыскание погибших» по отношению к Богородице появляется на Руси в XVII в. вместе с повестью «О покаянии Феофила, эконома церковного во граде Адане». История, произошедшая в малайзийском Адане в VII в., достойна пересказа. Некий Феофил служил экономом у епископа. Служил верой и правдой, завоевав почет и уважение. Но епископ умер, назначили нового, и кто-то, желая занять завидное место эконома, оклеветал Феофила, его выгнали. Обида жгла бедолагу, казалось, что все вокруг над ним насмехаются, и он решил восторжествовать над гонителями. Но как? Нашелся советчик, подсказавший: проси помощи у дьявола, тот все устроит. Желание поквитаться с обидчиками было так сильно, что Феофил совершил непоправимое: он не просто обратился к дьяволу, отрекшись от Бога, он добровольно подписал с дьяволом договор — хартию. Только не надо считать, будто несчастный Феофил был единственным волонтером за всю историю рода человеческого.
Подписал Феофил хартию, а через некоторое время новый епископ, разобравшись, в чем дело, позвал его назад. И вот тут-то весь ужас содеянного и предстал перед Феофилом, он понял, какой непоправимый шаг совершил. Он не мог ни есть, ни спать, он удалился в храм — каяться. Но понимая, что сам, добровольно отрекся от Создателя, Феофил уже не смел обращаться к Богу. И тогда он обратился к Божией Матери, умоляя Ее, Заступницу, взыскать его, погибшего. Эти слова кающегося Феофила и легли потом в основу молитвы, обращенной к иконе «Взыскание погибших». «Заступнице усердная, Господа Мати! К Тебе прибегаю окаянный и паче всех человек грешнейший: вонми гласу моления моего, вопль и стенания мои услыши!» Богородица услышала и спасла Феофила. Больше того, Она вернула эконому подписанную им хартию. Поскольку «нет греха, побеждающего человеколюбие Божие».
Следующее зафиксированное чудо, связанное с образом «Взыскание погибших», произошло в первой половине XVIII века. В деревне Вязовка Калужской губернии жил крестьянин Федот Обухов, занимавшийся скупкой пеньки. Как-то зимой по пути в село Голдаево Обухова застигла вьюга, он сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, Федот выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Чувствуя, что замерзает, крестьянин взмолился к Богородице и дал обет написать список с Ее иконы «Взыскание погибших», находящейся в Георгиевской церкви Болхова. Очнулся Федот в чужом доме. Крестьянин Рыданских постоялых дворов позже поведал, что «сидя в избе и услышав голос: «Возьмите», выскочил посмотреть, кто это, и увидел сани». Обухов исполнил свой обет, а икона «Взыскание погибших» Борская прославилась еще многими чудесами.
С Московским списком образа, датируемым 1802 годом, связан иной сюжет. Владелец иконы, дворянин, сначала разорился, потом овдовел. С тремя дочками он оказался в полной нищете, беда шла за бедой, и однажды в полном отчаянии он взмолился Богородице перед образом «Взыскание погибших». И произошло чудо: и денежная помощь пришла, и бедствия прекратились, а дочки-бесприданницы счастливо вышли замуж. Именно после этого случая к иконе и стали обращаться те, кто просил у Богородицы счастливого замужества. И хотя из-за пожаров Москвы 1812 года до нас не дошли ни имя отчаявшегося отца, ни имена его счастливо выданных замуж дочек, несомненно: история, произошедшая до нашествия французов, в Москве была широко известна. Как и сама икона.
Поэтому не будет натяжкой предположить: стих Лермонтова «Молитва», в котором он просит Богородицу «окружить счастьем» любимую и послать ей «сопутников, полных внимания», навеян именно этим образом. Посвящен стих предположительно юной Варваре Лопухиной, а дальше, внимание! Нас ждет открытие!
Итак, берем стихотворение Лермонтова «Молитва». То, что двадцатидвухлетний (!) поэт выслал сестре Варвары Марии Лопухиной письмом от 15.02.1838 года, застенчиво сопроводив его словами: «Посылаю вам стихотворение, которое нашел случайно в ворохе своих путевых бумаг и которое мне в какой-то степени понравилось, потому что я его забыл, но это вовсе ничего не доказывает». И дальше — мольба о счастье любимой.
Ра́дуйся, Благода́тная Богоро́дице Де́во,/ во объя́тиях Cвои́х Предве́чнаго Младе́нца и Бо́га носи́вшая./ Проси́ Его́ да́ти ми́ру умире́ние/ и душа́м на́шим спасе́ние./ Сын бо Тебе́, Богома́ти, веща́ет,/ я́ко вся проше́ния Твоя́ во благо́е испо́лнит./ Сего́ ра́ди и мы припа́дающе, мо́лимся/ и наде́ющиися на Тя, да не поги́бнем,/ и́мя Твое́ имену́ем:/ Ты бо еси́ Влады́чице, // Взыска́ние поги́бших.
Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.
Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ Богоизбра́нная Отрокови́це,/ и чтим о́браз Твой святы́й,/ и́мже то́чиши исцеле́ния// всем с ве́рою притека́ющим.
О, Пресвята́я Влады́чице и Богоро́дице, Вы́сшая Херуви́м и Честне́йшая Серафи́м, Богоизбра́нная Отрокови́це, поги́бших Взыска́ние и всех скорбя́щих Ра́досте! Пода́ждь утеше́ние и нам, в поги́бели и ско́рби су́щим; ра́зве бо Тебе́ ино́го прибе́жища и по́мощи не и́мамы. Ты еди́на еси́ ра́дости на́шея Хода́таица, и я́ко Ма́терь Бо́жия и Ма́ти милосе́рдия, предстоя́щи у Престо́ла Пресвяты́я Тро́ицы, мо́жеши нам помощи́, никто́же бо притека́яй к Тебе́ посра́млен отхо́дит. Услы́ши у́бо и нас ны́не в день поги́бели и печа́ли пред Твое́ю ико́ною припа́дающих и со слеза́ми Тебе́ моля́щихся: отжени́ от нас належа́щия на нас ско́рби и бе́ды в сей вре́менней жи́зни, не лише́ны же сотвори́ Твои́м всеси́льным хода́тайством и ве́чныя несконча́емая ра́дости в Ца́рствии Сы́на Твоего и Бо́га на́шего. Ами́нь.